Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информировании о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
Нормы ст. 42 Конституции РФ закрепляют права каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).
В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
В условиях сложной экологической обстановки в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей деятельности администрация Большелипяговского сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, района и региона в целом, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводит месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории поселения, посадке деревьев и цветов, уборке несанкционированных свалок, другие экологические мероприятия.
Интернет-ресурсы экологической направленности
- Министерство природных ресурсов России http://www.mnr.gov.ru/
- Гринпис России http://www.greenpeace.org/russia/ru/
- Ecocom — всё об экологии http://www.ecocommunity.ru/
- su – «Сохраним планету» http://www.saveplanet.su/
- Всемирный фонд дикой природы (WWF) http://wwf.panda.org/
Система охраны природы в Российской Федерации
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
- природоохранное;
- природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
- Земельный кодекс РФ;
- Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
- Лесной кодекс РФ;
- Водный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
- а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» закрепляются следующие правовые положения:
- основы управления в области охраны окружающей среды;
- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
- нормирование в области охраны окружающей среды;
- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
- государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
- научные исследования в области охраны окружающей среды;
- основы формирования экологической культуры;
- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
Общее законодательство:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ.
- Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
Законодательство об экологической безопасности:
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
- Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ.
Законодательство о радиационной безопасности населения:
- Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
- Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Законодательство об использовании и сохранении природных ресурсов:
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
- Водный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ.
- Земельный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
- Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 N 2395-I.
- Лесной кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ.
- Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
- Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ.
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
Экологическая ситуация в Большелипяговском сельском поселении муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области.
Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В целом экологическая ситуация на территории Большелипяговского сельского поселения благоприятная. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Решена проблема сбора и утилизации бытовых отходов. На территории сельского поселения установлено 47 контейнерных площадок. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор. Постановлением администрации от 06.12.2019 года №56 утвержден Реестр контейнерных площадок на территории Большелипяговского сельского поселения.
Автодорожная сеть представлена участками регионального значения и дорогами общего пользования в границах сельского поселения протяженностью 37 км.
Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.
Действующих объектов специального назначения – скотомогильников и биозахоронений, а также полигонов твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения не имеется.
В целях обеспечения населения качественным и бесперебойным водоснабжением на территории сельского поселения имеется одна водонапорная башня, одна водозаборная скважина, два колодца и индивидуальные скважины.
Для решения проблем по благоустройству населенных пунктов сельского поселения решением земского собрания Большелипяговского сельского поселения от 20.10.2017 года №5 утверждены Правила благоустройства территории Большелипяговского сельского поселения. Вышеуказанный нормативный правовой акт размещен на сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Работниками администрации проводятся регулярные рейды по проверке санитарного состояния территории поселения, производится уборка несанкционированных свалок. В целях улучшения санитарного и экологического состояния территории сельского поселения работниками учреждений проводится расчистка и побелка придорожных лесополос и приведение их в эстетическое состояние. Расчистка депрессивных площадок и заброшенных домовладений.
В рамках мероприятий по привлечению жителей поселения к проблемам благоустройства ежегодно проводятся смотры-конкурсы «Лучшее благоустроенное домовладение» и «Лучшее благоустроенное учреждение», победители и призеры смотров-конкурсов награждаются дипломами и ценными подарками администрации поселения.
Стало хорошей традицией проводить совместные акции по уборке территорий общего пользования (кладбищ, парков скверов). Специалисты администрации проводят разъяснительные беседы с жителями по вопросам обращения с ТКО, о запрете сжигания отходов, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.
Уважаемые жители Большелипяговского сельского поселения!
Давайте бережно относится к природным богатствам.
Охранять природу – значит охранять Родину!